23 января 2025
Ведение документации ИП значительно отличается от оформления операций бизнеса юридических лиц. Основное отличие заключается в упрощении многих процессов и документов, так как считается, что у предпринимателя не всегда есть нужная компетенция или наёмный бухгалтер, который сможет всё корректно оформить.
Например, предприниматель может выставить счёт на оплату на основании договора поставки или купли-продажи, а может работать без такого основания, и это всё равно будет юридически верно.
Бывает наоборот. Если есть договор, в котором подробно прописана итоговая сумма, реквизиты и сроки оплаты, то можно вообще не составлять счёт на оплату. А если в договоре есть строка «оплата на основании счёта», то без него деньги продавцу или исполнителю не поступят.
Например, ИП может открыть расчётный счёт в Локо-Банке и в тот же день начать создавать счета на оплату юрлицам и физлицам на сайте.
Если у предпринимателя есть бухгалтерская программа, то процесс становится ещё проще: документ заполняется автоматически наполовину или полностью, также форму для платежа или готовый документ можно скачать из программы и распечатать.
Обратите внимание. Бланки от счетов не относятся к первичной отчётности, так как в них не отражается факт хозяйственной деятельности. Поэтому нет и жёстких правил по его оформлению, только рекомендации в соответствии с правилами документооборота:
Помните о том, что нумерация ведётся нарастающим числом от 1 января до 31 декабря. Каждый год она начинается заново.
Документ обязательно составляется в двух экземплярах: один отправляется клиенту или заказчику, а второй остаётся у продавца или исполнителя. В случае спора — это можно представить в суде в виде доказательства.
Если клиентом будет физическое лицо, то стороны договариваются, нужно ли составлять и отправлять документ на подпись. Законодательно такой необходимости нет, но это не запрещено. После поступления на счёт средств от покупателя необходимо выписать чек на нужную сумму.
Ещё один важный момент связан с НДС, который может быть в составе цены или вообще отсутствовать. От чего это зависит: если предприниматель применяет льготный налоговый режим, например, УСН или патент, то НДС он не платит. И в документах, соответственно, будет указано «без НДС».
Все плательщики НДС обязаны посчитать его и добавить к цене. Это может быть один из двух вариантов:
Оформление документа не зависит от того, в какой форме подразумевается оплата продукции или услуг. Вне зависимости от того, как будет расплачиваться покупатель — наличным или безналичным способом, в документах указывают реквизиты р/с.
Всё, что нужно — проверить требования обслуживающего банка по документации. Отправлять счёт можно по электронной или обычной почте, курьером или внутри бухгалтерских программ — как удобно работать с бумагами бухгалтерии обеих сторон.
Реквизиты банка получателя (покупателя): БИК, р/с, к/с, ОКПО, ИНН, КПП.
Реквизиты банка отправителя (продавца): аналогично.
Счёт №_____ от ___20__ года
Поставщик: название компании или ИП, адрес, телефон, электронная почта
Покупатель: аналогично.
№ | Наименование услуг | кол-во | ед. изм. | Цена | Сумма |
1 | Щука | 1 | шт. | 1500 ₽ | 1500 ₽ |
Итого: 1500 ₽
В том числе НДС (20%): 300 ₽
Всего к оплате: 1500 ₽
Всего к оплате: 1500 ₽
Всего 1 наименование на сумму 1500 ₽. 00 коп.
Одна тысяча пятьсот рублей 00 копеек.
Поставщик, ИП _______________________
Покупатель, _______________________
Для всех плательщиков налога на профессиональный доход нужно вписать сумму налога в цену и выделить её отдельной строчкой «в том числе НДС».
Если для товаров или услуг такой налог не предусмотрен, то в документ не вписывают строку. В этом случае последнее предложение — обоснование, почему нет налога.
Например, «НДС не облагается в связи с применением УСН на основании статьи 346 НК РФ».
Важно, что при указании стоимости цифрами можно допустить ошибку и указать лишний ноль или, наоборот, случайно занизить сумму из-за опечатки. Поэтому обязательно в строке ниже нужно прописать сумму прописью с указанием копеек.
Отличается от предыдущей формы тем, что сразу же прописываются все существенные условия по будущей сделке: доставке, выполнению работ или услуг, продаже партии товара.
Обычно такой формат нужен, если сделка была заключена без классического договора с большим количеством страниц.
ИНН | КПП | р/с № | |
Получатель | БИК | ||
Банк получателя | р/с, № |
СЧЁТ-ДОГОВОР № _____ от _____ года
город
Покупатель:
Продавец:
Товары:
№ | Наименование услуг | кол-во | ед. изм. | Цена | Сумма |
1 | Щука | 1 | шт. | 1500 ₽ | 1500 ₽ |
Итого: 1500 ₽
Сумма прописью: одна тысяча пятьсот рублей 00 копеек.
Исполнитель: _____________________(подпись/ФИО)
Основные условия настоящего договора:
ИП____, действующий на основании Свидетельства регистрации _____, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и ООО _____, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
Адреса и реквизиты сторон.
23 янв 2025
Сколько денег ИП можно переводить на личную карту?
Как узнать расчетный счет организации
Как правильно выставить счет на оплату
Перевод средств с расчетного счета на карту