24 сентября 2024
Налоговый кодекс и российское законодательство не ограничивают индивидуальных предпринимателей в количестве расчётных счетов, которые можно открыть. Сколько их будет, зависит от вида бизнеса и особенностей работы предпринимателя. Эта статья поможет разобраться, нужно ли вам несколько р/с, а если да, то как вести учёт финансовых потоков и бухгалтерию.
Индивидуальный предприниматель вправе работать вообще без р/с. Вот несколько примеров, когда это удобно:
Как правило, предприниматели работают без р/с на старте бизнеса. Потребность открыть расчётный счёт для ИП появляется с ростом оборотов, увеличением клиентской базы, привлечением крупных контрагентов, выходом на новые рынки.
Открытие р/с даёт следующие возможности:
Р/с удобен для безналичных взаиморасчётов с подрядчиками, арендодателями, заказчиками. С его помощью можно оптимизировать процессы перечисления зарплаты сотрудникам, уплаты налогов и пошлин. Для решения подобных задач достаточно одного расчётного счёта, но с развитием бизнеса может понадобиться дополнительный.
Допустим, предприниматель ведёт несколько видов деятельности:
Для онлайн-торговли используется упрощённая система налогообложения, для услуг мастерской — патентная. Разделение денежных потоков по двум р/с облегчает финансовый учёт двух видов бизнеса с разной спецификой.
Аналогичная ситуация возникает при работе с несколькими торговыми точками. Например, индивидуальный предприниматель продаёт фермерские продукты тремя способами:
Чтобы учитывать прибыль и расходы отдельно по каждому каналу продаж, можно завести несколько р/с. Сколько — решает сам предприниматель.
Ещё одна причина открыть несколько р/с — возможность сэкономить на РКО, эквайринге и других банковских услугах. Индивидуальный предприниматель не обязан обслуживаться в одной финансовой организации. Можно вести несколько р/с в одном банке или по одному в нескольких.
Например, при выборе банка для РКО стоит изучить тарифы нескольких финансовых учреждений. Иногда выгоднее вести рублёвые операции в одном банке, а валютные — в другом. Такой же подход можно использовать при подключении других услуг: например, в одной банковской организации вести зарплатный проект, а в другой заказывать инкассацию. При обращении за кредитом стоит открыть р/с в банке, куда вы собираетесь подавать заявку, так как для клиентов обычно действуют более лояльные условия, чем для заёмщиков «с улицы».
Дополнительный р/с также может служить страховкой на случай проблем с основным банком. Бизнес не будет парализован из-за технических сбоев и ошибок на стороне финансовой организации. Совершать операции по запасному р/с необязательно. Сколько денег на нём держать, тоже решаете вы. Главное, соблюдать условия банка и вовремя платить за обслуживание, если это предусмотрено тарифом.
Несколько р/с помогают обойти ограничения банков на переводы и снятие наличных. Пример: предприниматель нашёл выгодное предложение по аренде помещения под магазин, но низкая цена действует только при оплате за несколько месяцев вперёд. Сумма, которую нужно перевести арендодателю, превышает установленный банком лимит. Чтобы не упустить сделку и при этом сэкономить на комиссиях, можно разбить сумму на две части и сделать переводы с разных р/с. Также данный способ проведения платежа защищает от ситуации, когда банк видит подозрительную активность и блокирует р/с на основании 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Чтобы не стать объектом интереса службы безопасности и не инициировать проверку в свой адрес, стоит избегать операций со снятием или переводами слишком крупных сумм.
Чем больше активных р/с, тем сложнее их контролировать. Возможные риски:
Снизить риски и облегчить работу помогут наши рекомендации.
Чтобы минимизировать риск ошибок в отчётах и документах, придётся нанять бухгалтера или отдать бухучёт на аутсорс. Также стоит ввести практику проведения внутреннего аудита и регулярных сверок с партнёрами, поставщиками, постоянными клиентами — юридическими лицами. Желательно заранее составить расписание проверок, чтобы все стороны смогли подготовить сводки, отчёты и первичную документацию.
Учёт движений средств по каждому р/с лучше вести в отдельной программе. Использование специального ПО снизит вероятность неверного заполнения реквизитов, путаницы в расчёте налогов, прибыли, выручки и других финансовых показателей.
Чтобы не переплачивать за услуги банков, при планировании бюджета учитывайте стоимость обслуживания каждого р/с, отслеживайте изменения тарифов и акции. Периодически проводите мониторинг банковских предложений на рынке в поиске максимальной выгоды. Некоторые финансовые организации предлагают специальные условия для ИП, стремясь привлечь новых клиентов и удержать старых.
Например, в Локо-Банке действуют привилегии для малого и среднего бизнеса:
Стоимость ежемесячного обслуживания в Локо-Банке — от 0 рублей. Открыть р/с можно бесплатно по онлайн-заявке, при этом ИП получает доступ к сервису проверки контрагентов, онлайн-бухгалтерии, бизнес-карте и другим продуктам банка.
24 сен 2024
Как проверить расчетный счет организации онлайн
Расчетный и корреспондентский счет: в чем разница?
Как открыть расчетный счет ИП или ООО
Операции по расчетному счету
Перевод средств с расчетного счета на карту