13 мая 2024
Название ООО — не просто набор букв и символов, а визитная карточка компании. Но придумать креативное имя для открывающегося бизнеса недостаточно. Надо учесть все требования и ограничения, иначе есть вероятность оказаться в суде. Расскажем, как выбрать уникальное название и каких правил надо придерживаться.
Наименование создаёт первое впечатление о компании. Нельзя ориентироваться только на свои желания и ассоциации. Чтобы название не оттолкнуло и запомнилось, оно должно:
К вопросу стоит подойти серьёзно и при регистрации ООО сразу выбрать подходящее имя. Для дальнейшей работы понадобится расчётный счёт для ООО — открыть его в Локо-Банке будет быстро и легко. Заявку можно заполнить онлайн, а для подписания документов менеджер банка приедет в удобное место.
Помимо соответствия маркетинговым советам, наименование также не должно нарушать законодательные нормы. В противном случае могут возникнуть трудности либо на этапе регистрации бизнеса, либо уже в процессе его деятельности. Так, выбранное наименование может нарушать авторские права или просто не соответствовать целям фирмы. Тогда придётся переименовывать юридическое лицо, менять учредительные документы, переоформлять лицензии.
Фирменное | Коммерческое | |
Обязательно ли иметь | Да | Нет |
Имеет ли срок действия | Нет | Да, 10 лет |
Может ли быть передано другой компании | Нет | Да, на условиях франчайзинга |
Фирменное название ООО — это официальное обозначение. Именно его заносят в устав и ЕГРЮЛ, его знают контрагенты и государственные органы. В договорах, официальных письмах и доверенностях также будет фигурировать фирменное название. Его присваивают в обязательном порядке каждому юридическому лицу.
Например, общество с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство "Адвенти"». Согласно Гражданскому кодексу, это название полное, написано на русском языке и указывает на то, что это ООО.
При желании фирма может иметь и сокращённое наименование. В нашем случае это будет — ООО «Адвенти».
Официальное название визуально ничем не выделяется — нет логотипа, дизайнерского шрифта и оформления. И продать его по франшизе другим компаниям или ИП нельзя. Чтобы выделиться среди других и получить узнаваемый бренд, владельцы некоторых организаций придумывают коммерческое наименование. Оно необходимо не для документов, а для клиентов. Например, наше ООО «Адвенти» может быть известно посетителям и пользователям социальных сетей как «АДВ».
Чуть более широкое понятие — коммерческое обозначение. Помимо имени, оно включает корпоративные цвета, логотипы, иные элементы. Ничего из этого не заносят ни в устав, ни в ЕГРЮЛ. А чтобы закрепить за собой право на товарный знак, ООО может зарегистрировать его через Роспатент. Срок действия — 10 лет.
В ст. 1473 и 1231.1 Гражданского кодекса содержатся правила, которых должен придерживаться владелец организации при выборе наименования. Оно обязано быть:
Помимо одного обязательного полного русскоязычного названия, юридическому лицу разрешено иметь ещё одно сокращённое. Также допускается наличие полного и (или) сокращённого наименования на языке народов РФ и (или) иностранном языке. При этом в обозначение на русском языке, а также языках народов России, собственники могут включать иноязычные заимствования. Для этого они переводятся в русскую транскрипцию или, соответственно, в транскрипцию языков народов РФ. Эти заимствования не должны включать термины и аббревиатуры, которые отражают организационно-правовую форму юридического лица.
При выборе имени придётся избегать:
Включать слова «Россия» или «Российская Федерация» и производные от них допускается только в исключительных случаях — если у организации есть на это разрешение. Для его получения фирма должна соответствовать одному из указанных в законе признаков. Например, разрешение выдадут ООО с филиалами (или представительствами), которые присутствуют в более чем половине субъектов РФ.
Имя регистрируемого ООО не должно совпадать или быть похожим на наименование действующей фирмы, ведущей деятельность в той же области. Это требование закреплено в Гражданском кодексе. При этом налоговый орган не проверяет наличие совпадений и просто регистрирует то, что указал владелец.
Проверка уникальности ложится на плечи самой фирмы. Сделать это можно с помощью различных онлайн-сервисов, среди них:
Одни сервисы полностью бесплатные, в других требуется оплата за поиск. Если у названия есть уже зарегистрированный аналог, это покажет даже бесплатный ресурс. Для поиска совпадений по заявленным на регистрацию именам обычно надо заплатить.
Онлайн можно не только проверить уникальность имени, но и зарегистрировать бизнес в Локо-Банке. Посещение ФНС не потребуется.
Указанные сервисы помогают при регистрации наименования, где используются только словесные обозначения. Если же вы хотите зарегистрировать логотип или комбинированный товарный знак, который будет выделять продукцию на рынке, самостоятельными онлайн-проверками не обойтись. Наиболее полную и достоверную проверку обычно проводят специалисты, занимающиеся юридической практикой.
Если собственник не проверит регистрируемое наименование на возможное совпадение, в будущем могут возникнуть проблемы. Они начнутся, когда собственник проверит базы и выяснит, что под таким же или схожим именем работает другая фирма и предлагает такие же товары или услуги. Это будет означать, что организации являются конкурентами, и та из них, что зарегистрирована первой, вправе требовать в судебном порядке:
Какой вариант будет выбран, зависит от решения ответчика, а не истца.
В России ежегодно регистрируют порядка 60-70 тысяч товарных знаков, поэтому есть большая вероятность занять чужое имя. Ещё хуже ситуация, если название оформлено как товарный знак. В этом случае владелец знака не только запретит его использовать, но и отсудит компенсацию за производство контрафакта.
Также в дело может вступить ФАС. Если владелец пожалуется на недобросовестную конкуренцию, то служба оштрафует нарушителя.
Чтобы компания стала работать под новым именем, надо внести изменения в ЕГРЮЛ. Порядок действий такой:
После этого останется дождаться решения. Если всё в порядке, то документы передадут лично или отправят через пять рабочих дней.
Когда изменения в ЕГРЮЛ внесены, необходимо предупредить об этом контрагентов, выпустить новую квалифицированную электронную подпись, заказать другие фирменные бланки. Также нужно будет поменять трудовые договоры и книжки сотрудников, печать, доверенности и переоформить контрольно-кассовую технику.
13 мая 2024
Как выбрать ОКВЭД для ООО
Оценка уставного капитала ООО
Кассовые операции
Как повысить продажи в интернете? Что должен знать бизнес о Digital-маркетинге
Как избежать штрафа за SMS-рассылку