ВЭД за 0 ₽
Подробнее
Закрыть
Закрыть
Москва
Москва
Санкт-Петербург
Белгород
Владивосток
Волгоград
Воронеж
Екатеринбург
Иваново
Казань
Калининград
Краснодар
Нижний Новгород
Новосибирск
Омск
Пермь
Ростов-на-Дону
Самара
Саратов
Тюмень
Уфа
Челябинск
Ярославль
EN
Меню
Найти на сайте
Поиск по ключевым словам
В избранное

Валютный контроль – основные изменения

29 марта 2024

Сотрудничество с иностранными компаниями для российских предприятий несет положительные моменты в повышении уровня производства и привлечение средств для его развития. Но вместе с этим обязательства накладывают трудности в оформлении сделок из-за введения валютного контроля. Подписывая с нерезидентом договор об оказании услуг или поставки товара, организация автоматически становится участником внешнеэкономических отношений.

С введенными правовыми изменениями в валютный контроль для российских предпринимателей наступило время легализации работы с иностранными заказчиками и развития собственного бизнеса.

Проведение валютного контроля

Что представляет собой валютный контроль?

Согласно российскому законодательству расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны проходить через уполномоченные банки по безналичной форме. Валютный контроль необходимо проходить в случае, если вы:

  • оплачиваете товары и услуги, предоставляемые зарегистрированными за границей предприятиями;
  • получаете средства от зарубежных партнеров;
  • ведете расчеты с иностранным гражданином, который находится на территории РФ (даже, если оплата производится в рублях);
  • рассчитываетесь с представительством зарубежного партнера в России.

Валютный контроль проводится для подтверждения полноты поступающих денежных средств от иностранных компаний. А также служит доказательством обоснованности финансовых перечислений российским предприятиям.

Основной закон, регулирующий процедуру, – федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а непосредственный исполнитель – банк, через который проходят денежные средства.


Порядок валютного контроля

При проведении процедуры сотрудник финансового учреждения запрашивает у компании информацию о сделке: сканированные документы (контракты, акты выполненных работ, товарно-транспортные накладные и пр.).

Для упрощения структуры некоторые финансовые учреждения разработали схему «зеленого коридора», которая облегчает процесс валютного контроля известным зарубежным сервисам и компаниям. К ним относятся такие гиганты рынка, как Google Play, Apple, Booking и пр. С недавнего времени пользоваться «зеленым коридором» смогли и менее крупные компании.


Изменения в процедуре

В марте 2018 гола были приняты ряд поправок, касающихся упрощения времени прохождения валютного контроля. Для этого банковские учреждения сократили количество необходимых документов и этапов проверки:

  • справка о валютных операциях поступления и списания денежных средств, подаваемая в банк в произвольной форме;
  • вместо паспорта сделки теперь достаточно передать договор с уникальным номером контракта, которые будет поставлен на учет на следующий рабочий день.
  • при заключении сделки на сумму менее 200 000 рублей действует правило упрощенной системы валютного контроля и не требуется отправка документов для проверки.
  • если при составлении договора сторонами была предоставлена неполная информация или допущены ошибки, банк обязан сообщить об этом представителям компаний.

Особенности проведения сделок на сумму менее 200 000 рублей

Рассмотрим подробнее случаи упрощенного валютного контроля. Для этого должно выполняться условие, что лимит суммы обязательств по сделке в рамках одного договора не должен превышать предел в 200 000 рублей. В тоже время все денежные выплаты по контракту суммируются.

Соответственно, предприниматель не может рассчитывать на упрощенную систему валютного контроля в случае частичной оплаты по 40 000 рублей за обязательства по сделке общей суммой в 400 000 рублей.

Для прохождения процедуры упрощенного финансового контроля компания предоставляет банковскому учреждению данные, которые свидетельствуют о том, что сумма обязательств по договору с иностранным партнером не превышает 200 000 рублей. Содержание справки может быть произвольным, но с указанием индивидуального кода операции. Форма передачи – по системе дистанционного обслуживания или лично представителю банка, проводящего валютный контроль, в бумажном виде с заверенной подписью и печатью компании. Такие нововведения были введены в марте 2018 года согласно изменениям законодательства.

Валютный контроль для юридических лиц

Если возникнут ошибки – банк готов сообщить о них

Раньше при технических неточностях в заполнении справки о финансовых сделках с иностранными гражданами банковское учреждение имело право не принимать документы. Такая задержка ввела за собой срыв сроков проведения валютных операций. Новое положение гарантирует положительные изменения.

При обнаружении в документах ошибок в данных о проводимых операциях банковское учреждение, проводящее валютных контроль, обязано сообщить о них предпринимателю. При недостатке сведений ответчик может предоставить дополнительные разъяснения в письменной форме. Если же были допущены серьезные ошибки, предстоит внести ряд корректировок в договор.

К типичным неточностям в документах при прохождении валютного контроля можно отнести следующее:

  • недостаток информации о товарах или услугах, которые реализует компания;
  • отсутствие даты составления и подписания договора;
  • общее описание товара или услуги без конкретизации;
  • отсутствие сроков действия договора или выполнения обязательств иностранной компанией;
  • не указана валюта расчета;
  • неверная информация по реквизитам сторон;
  • один из пунктов договора противоречит другому.

При отсутствии сроков исполнения обязательств иностранной стороной, банк имеет право не принять договор. Данное ограничение установлено на законодательном уровне, чтобы российские партнеры своевременно получали выручку от зарубежных компаний. Поэтому важно, чтобы в договоре были указаны сроки исполнения следующих обязательств:

  • при экспорте товаров и услуг;
  • при проведении операций с зарубежными партнерами – сроки оказания услуг или получения товаров, а также сроки возврата предоплаты при неполучении услуг либо товаров;
  • при выдаче нерезидентам займов – сроки возврата долга и сроки выплаты платежей по начисленным процентам.

Индивидуальный номер контракта – идентификатор, заменяющий паспорт сделки

На основании обновления требований законодательства по валютному контролю российским предпринимателям достаточно поставить контракт на учет и получить его уникальный номер при оформлении следующих типов сделок общей суммой:

  • от 3 млн. руб., если компания покупает товары или оказывает услуги, получает или предоставляет заем иностранному партнеру;
  • от 6 млн. руб., если предприятие получает выручку за реализованные услуги или товары от зарубежного бизнес-партнера.

Сейчас российским компаниям не требуется заполнять документы самостоятельно. Следует лишь предоставить банку договор, а финансовое учреждение присвоит ему уникальный идентификационный номер на следующий рабочий день. Эти данные отправляются вместе со сканом контракта в Центробанк.

В дальнейшем для прохождения процедуры валютного контроля предпринимателю нужно будет представить документы, гарантирующие исполнение обязательств иностранной компанией (товарно-транспортная накладная или акт), и справку о подтверждающих документах.

Некоторые российские банки ввели строгие формы собственной разработки процедуры валютного контроля, по которым предлагается работать предпринимателям с марта 2018 года. Для обеспечения максимального комфорта своих клиентов при проведении валютных операций Локо-Банк не ограничивает предпринимателей в способе и форме передачи финансовой информации.

Откройте валютный счёт за пару минут

  • Комиссии за операции в валютах от 0,1% (юани, лиры, тенге, лари, гонконгский доллар и другие)
  • Бесплатное обслуживание и валютный контроль
  • Открытие счёта онлайн в пару кликов
  • Бесплатные консультации и помощник по ВЭД